Митинг протеста во Владивостоке

19 февраля во Владивостоке прошел митинг протеста против обязательной установки системы «ЭРА-ГЛОНАСС», введение которой обрушило авторынок Приморья, в котором приняли участие активисты Приморского краевого отделения «Демократического выбора». Власти пытались сорвать проведение акции, однако люди вышли на несанкционированный митинг. Слово члену совета регионального отделения Приморского «Демвыбора» Александру Щеглюку:

«Немного предыстории: в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» с 1 января 2017 года на всех транспортных средствах, выпускаемых в обращение на территории стран Таможенного союза, должны быть установлены терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС». Делается это под благовидным предлогом, чтобы в случае аварии сигнал был отправлен в МЧС. Подтверждением соответствия является, как правило, сертификат. В случае с авто это СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции ТС) — получают индивидуальные импортёры или ОТТС (одобрение типа ТС) — получают автопроизводители на серийно выпускаемую/импортируемую продукцию. Без этого свидетельства невозможно получить ПТС и поставить авто на учёт.

Все участники рынка знали что с 1 января авто должны соответствовать или быть приведены в соответствие со стандартом (быть оборудованы кнопкой «ЭРА-ГЛОНАСС»). Все понимали, что технически это возможно и относительно недорого. Ничего супер-технологичного там нет, датчик ГЛОНАСС + модем + датчик удара. Любой смартфон за 200$ оснащен этими чипами. Но к моменту вступления стандарта в силу порядок доведения до соответствия (дооборудования) и сертификации этого соответствия не были разработаны. Как не разработаны до сих пор. И вот это уже реально разгильдяйство или халатность тех, кто эти требования ввёл, не разработав процедуру сертификации. Рынок должен знать заранее, по каким правилам он будет работать.

В результате участники рынка потерпели убытки в и без того сложной экономической ситуации. Деятельность на 2 месяца фактически заморожена. Более 1 тыс машин зависло на таможне без всяких надежд на решение вопроса. Импортеры индивидуально пытались найти способ установки злосчастной кнопки. По информации с сайта drom.ru, чтобы решить проблему, покупатель «дорогого пикапа» пошёл законным путём: абсолютно легально приобрёл и установил универсальный сертифицированный терминал «ЭРЫ-ГЛОНАСС», о чём получил соответствующие документы. Осталось только получить заключение сертифицированной (аккредитованной) лаборатории, что сертифицированные специалисты сертифицированного центра правильно подключили сертифицированное устройство. Делов-то?!

Однако выяснилось, что единственной аккредитованной лабораторией является Центр испытаний «НАМИ» из города Дмитров. За эту услугу намишники запросили 800 тысяч рублей, так как «нужно пройти большое количество тестов, в том числе перевернуть автомобиль на стенде».

Информация быстро разлетелась в среде автодилеров и в соцсетях. Конечно же, возмущению не было предела. По многочисленным обращениям 9 февраля руководство Владивостокской таможни провело брифинг, вся суть которого сводилась к одному тезису: с вопросами по системе безопасности не к нам, а в Минпромторг. Ситуация накалялась. На местном авторынке прошел сбор заинтересованных предпринимателей, на котором была сформирована инициативная группа для попытки решения проблемы. Вошел в нее и пришедший депутат Городской думы Андрей Галицких, он и стал формально заявителем митинга на 19 февраля. Новость об этом разошлась по всем информационным ресурсам. Все помнят 2008 год и многочисленные протесты против запрета праворульных машин. Краевая власть очень болезненно реагирует на подобные народные собрания, но в этот раз под давлением общественности отказать в согласовании митинга не могла. Соцсети бурлили и митинг обещал стать многочисленным.

Что сильно напугало чиновников и они резко засуетились. За два дня до митинга (даже в субботу) таможня стала выдавать ПТС на зависшие машины, но на каком основании — объявлено не было. То есть фактически противозаконно, а значит эти ПТС могут и отозвать. С организаторами митинга встретился губернатор Миклушевский и заверил, что займется проблемой, и взял паузу до 13 марта. Заявителя Галицких «убедили» снять заявку на митинг. О том, что митинга не будет, поспешно объявили все СМИ. Пытались успокоить, что установкой ГЛОНАСС, возможно, будет заниматься местная компания. Правда, какую цену запросят доверенные монопольщики, объявлено не было.

В этой ситуации фракция КПРФ в Закодонательном собрании Приморского края объявила, что вместо заявленного митинга состоится собрание на площади, специально отведенной для этого, для чего не требуется подача уведомлений. Коммунисты Артем Самсонов, Максим Шинкаренко показали себя настоящими борцами, взяв ответственность за проведение собрания на себя. Ну и начинали многие свою политическую карьеру в ТИГРе после стихийных протестов 2008 года. Дальний Восток ездит на недорогих и качественных японских машинах, и терять такую возможность очень болезненно для местных жителей. Поэтому надо выходить, надо бороться за свои права. По сообщениям, Белоруссия продолжает ввозить машины без ГЛОНАСС и обеспечивает европейский рынок России. То есть пострадавшими от нового закона остаются только жители Дальнего Востока и Сибири, которым и так сложно. Население с каждым годом убывает, а правительство ничего не делает для улучшения жизни людей.

Возмущение достигло точки кипения, люди готовы к решительным действиям. Конечно, все понимали, что митинг не согласован и последствия для участников могут быть серьезными. Но, тем не менее, народ пришел. Хотя, чтобы митинг не состоялся, власти предприняли беспрецендентные по местным масштабам меры.

По сообщениям активистов в соцсетях из Уссурийска, Находки, Артема других городов края на выезде во Владивосток машины задерживали гаишники, не пуская ехать. Для срыва митинга была проведена масштабная полицейская операция. Срочно на площади была развернута торговля с лотков, все подступы перекрыты конусами для запрета остановки, расставлены посты ДПС и полиции, подогнали несколько автозаков. Сотрудники в штатском объясняли пришедшим последствия участия в незаконном митинге. Но народ не испугать, собралось более 500 человек — даже после того, как полицейские демонстративно задержали и увезли нескольких участников (их сразу отвезли в суд и присудили штрафы по 10 тыс рублей).

Реготделение партии «Демократический выбор» поддержало проведение собрания и члены партии приняли в нем активное участие.

Депутат городской думы Владивостока, лидер Приморского «Демократического выбора» Юрий Кучин:

«Центральная власть, когда выносит подобные решения, совсем не думает об окраинах. Она не знает, что происходят в регионах. Владивостокцы чувствуют себя далекой заброшенной колонией, до которой Москве нет дела. Такие решения Минпромторга усугубляют нелюбовь к правительству Медведева.»

В режиме свободного микрофона собравшиеся рассказывали о проблемах установки ГЛОНАСС, о том, что все равно она работать не будет. «Кто приедет в случае аварии? Покажите эту службу!» Тем более, что в самом Владивостоке приходится ждать скорую помощь по 2-4 часа. Так для кого это нужно, кто заинтересованные лица этого нововведения? Убрать с рынка подержанные иномарки совсем? Нужно искусственно продвигать оборудование ГЛОНАСС, окупать спутники? Устроить тотальный контроль за автовладельцами? Ввести новые платежи за пройденные километры по аналогии с Платоном? Электрокаров на наших дорогах становится все больше, но платежи, включенные в цену бензина, они ведь не платят.

Активист Приморского отделения «Демократического выбора» Татьяна Сальникова:

«Я считаю, ГЛОНАСС очередным шагом к контролю за частной жизнью граждан. Под предлогом безопасности нас лишают права на частную жизнь. Все больше наше российской общество становится похожим на роман Оруэлла 1984, где большой брат наблюдает за всеми людьми описанными в антиутопии.»

По итогам митинга открытым голосованием собрания граждан была принята резолюция, в которой выражается недоверие губернатору Миклушевскому со следующими требованиями:

  1. Отменить обязательную установку системы ЭРА-ГЛОНАСС для бэушных машин.
  2. Вводить это и подобные требования только после возможности их выполнить.
  3. Генеральному прокурору РФ- провести проверку законности требования о предоставлении физическими лицами Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства в таможенные органы.

Решили, что, невзирая на действия чиновников по решению проблемы, следующее собрание состоится на том же месте 19 марта. Когда стали расходиться, депутатов ЗакСа Артема Самсонова и Максима Шинкаренко задержала полиция, не выдав протокол, отвезли в РУВД, обыск, «снять ремни и шнурки», отвезли в суд. Продержали несколько часов, решения пока не принято, суд перенесли.

Александр Щеглюк

Фоторепортаж с акции протеста во Владивостоке 19 февраля (фото — Николай Смирнов, Юрий Смитюк):

Команда активистов «Демократического выбора» на акции:

Поделиться: